Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина от имени государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности на пленарном заседании 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня "Положение в Афганистане"

Г-н Председатель,

Имею честь выступить от имени государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Только что афганский народ прошел важнейший этап в своей истории – состоялась передача власти от одного избранного главы государства другому через механизм выборов. Надеемся, что новоизбранный национальный лидер направит усилия на достижение мира и прогресса в стране и желаем всем афганцам, а также новому руководству страны успехов и сил в решении стоящих перед страной проблем. А их, к сожалению, накопилось немало.

Каждая из наших стран поддерживает с Афганистаном прочные дружественные отношения, основанные на взаимном учете интересов и равноправном сотрудничестве, и все мы заинтересованы, чтобы пессимистические прогнозы относительно перспектив развития ситуации в стране, обеспечения там безопасности и стабильности, не оправдались.

Г-н Председатель,

Считаем подписание 30 сентября с.г. двустороннего соглашения между Афганистаном и США в сфере безопасности, а также соглашения с НАТО о статусе сил суверенным правом ИРА, которое никем не оспаривается. Выражаем надежду, что эти документы будут способствовать укреплению безопасности в стране. Вместе с тем отмечаем, что новая миссия, согласованная с правительством Афганистана и подкрепленная соответствующей резолюцией Совета Безопасности ООН, вписывалась бы в рамки международного сотрудничества.

Мы с особой озабоченностью воспринимаем обстановку в сфере безопасности. Нас чрезвычайно тревожит тенденция усиления террористических, экстремистских и иных радикальных элементов, не оставляющих попыток расширить зоны своего влияния, прибегая не только к широкомасштабным операциям, но и к подлым террористическим вылазкам, которые мы решительно осуждаем. Дополнительный повод для обеспокоенности вызывает информация о налаживании контактов между ИГИЛ и афганской вооруженной оппозицией, в т.ч. с целью расширения совместной подрывной деятельности на афганском севере.

Реалистично оценивая обстановку, ОДКБ предпринимает меры по укреплению собственного потенциала коллективного реагирования на угрозы и вызовы, исходящие с территории Афганистана. Мы намерены противостоять опасности проникновения элементов нестабильности в Центральную Азию, распространения фундаменталистских идей, а также рекрутирования в ряды боевиков граждан других государств. Радикалы из структур, связанных с "Аль-Каидой", заметно активизировались в районе границ ИРА со странами Центральной Азии.

Усиление нестабильности в Азии и на Ближнем Востоке делает особо актуальной проблему применения иностранных вооруженных сил. В контексте афганской проблематики особое значение приобретает также вопрос достижения внутриафганского примирения. Государства-члены ОДКБ поддерживают усилия афганского правительства на этом направлении. В этой связи считаем, что новые афганские власти с удвоенной энергией возьмутся за продвижение этого ключевого аспекта нормализации обстановки в стране. Естественно, происходить это должно при руководящей роли Кабула и на основе известной триады принципов: сложение боевиками оружия, признание Конституции ИРА и окончательный разрыв связей с "Аль-Каидой" и другими террористическими организациями – и при неукоснительном соблюдении соответствующего санкционного режима СБ ООН.

Государства ОДКБ готовы укреплять взаимодействие как внутри Организации, так и с зарубежными партнерами, прежде всего с афганскими властями, в целях недопущения роста угроз для всего нашего региона.

Г-н Председатель,

Страны ОДКБ выражают серьезную обеспокоенность в связи с резкой активизацией наркобизнеса в Афганистане. Государства-члены ОДКБ уже выступили с единой позицией на этот счет на июньском заседании СБ ООН по Афганистану. Согласованные в рамках ОДКБ подходы по отношению к наркоугрозе, в том числе из Афганистана, отражены в проекте Антинаркотической стратегии государств-членов ОДКБ на 2014-2020 годы. Вынуждены констатировать, что, несмотря на усилия международного сообщества и местных властей, афганские наркокартели продолжают наращивать производство, а порожденный ими нарковызов может квалифицироваться как представляющий угрозу международному миру и стабильности.

Без жестких мер по уничтожению наркопосевов и нарколабораторий в этой борьбе вряд ли можно переломить существующие тенденции и добиться положительного результата. На нас, международном сообществе, совместно с афганским правительством лежит солидарная ответственность за пресечение незаконного наркопроизводства и наркотрафика.

При этом мы не можем не отметить мужественные действия и определенные успехи афганских сил безопасности и правоохранительных структур в деле противодействия наркобизнесу. Воздаем почести погибшим и пострадавшим сотрудникам в этой нелегкой, а подчас неравной борьбе.

Уверены, что пресечение наркоэкспансии – один из важнейших элементов построения стабильного и безопасного Афганистана, а также неотъемлемая часть наших коллективных усилий в противодействии террористической угрозе.

С этой целью государства ОДКБ готовы продолжать оказывать содействие в укреплении боеспособности афганских национальных сил безопасности.

Кроме того, наша организация уже накопила значительный опыт в противодействии незаконному обороту афганских опиатов, в том числе в рамках операции "Канал", которая с сентября 2008 года получила статус постоянно действующей региональной антинаркотической операции. В ее рамках эффективно функционируют механизмы противодействия контрабанде на "северном маршруте" наркотрафика из Афганистана в Европу. Практические задачи по перекрытию каналов контрабанды наркотических средств из Афганистана, а также пресечению деятельности транснациональных наркогруппировок, использующих территорию государств Центральноазиатского региона для контрабанды афганских наркотиков, в текущем году решались в ходе спецопераций "Канал-Южный капкан" и "Канал-Долина". Из незаконного оборота изъято около 17,5 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, выявлено более 5300 наркопреступлений, возбуждено более 25200 уголовных дел. Приветствуем участие афганских силовых структур в качестве наблюдателей в данных спецоперациях.

Мы призываем НАТО и контингент иностранных войск в Афганистане к реальному вовлечению в борьбу с незаконным производством и оборотом наркотических средств.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы подчеркнуть готовность государств-членов ОДКБ принять участие в крупных региональных проектах, направленных на обеспечение устойчивого экономического развития Центральной Азии и Афганистана. В частности, это касается реализации проекта CASA-1000, строительства железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан. Готовы рассмотреть возможность оказания содействия в целях создания условий для успешной реализации газопроводной системы ТАПИ и автомобильных и железнодорожных коммуникаций. Обращаем внимание и на важность наращивания сотрудничества по линии соответствующих региональных организаций и механизмов.

Выражаем надежду, что новое руководство Афганистана решительно возьмется за построение самостоятельного, самодостаточного, демократического, нейтрального, динамично развивающего государства, эффективно борющегося с терроризмом и наркотиками. Со своей стороны страны-члены ОДКБ готовы задействовать имеющийся у них потенциал и всецело содействовать как в двустороннем, так и многостороннем форматах решению этих задач.