Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Комментарий Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина по итогам принятия резолюции Совета Безопасности ООН 2199

12 февраля Совет Безопасности ООН по инициативе России принял резолюцию 2199, нацеленную на пресечение финансовых доходов террористов, действующих в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока. В фокусе документа – одна из важнейших статей их поступлений, формируемая за счет нелегальной торговли сирийской и иракской нефтью.

У этого вопроса есть своя краткая, но богатая предыстория. Еще год назад Россия внесла в Совет Безопасности проект заявления Председателя по террористической составляющей конфликтов в Сирии и Ираке. Тогда наши западные коллеги российскую идею "по идеологическим мотивам" поддержать отказались – не хотели "отвлекаться" от борьбы против сирийского правительства.

Однако летом 2014 года, после захвата джихадистами ключевого иракского города Мосул и перехода под контроль "Исламского государства" обширной территории в Сирии и Ираке, настроения стали меняться. Мы почувствовали это и вышли с идеей сосредоточиться предметно на доходах террористов, и в частности на доходах от нефтедобычи и нефтеторговли. Хотя и не без проволочек, 28 июля было принято соответствующее заявление Председателя СБ.

Как говорится, лёд тронулся, и в августе заявление развилось в чрезвычайно важную контртеррористическую резолюцию 2170, которая вводила санкции против наиболее активных спонсоров террористов. Были учреждены режимы замораживания их активов, запрета на поездки, а также эмбарго на поставки и передачу оружия.

В сентябре эта линия получила продолжение с принятием резолюции 2178 по противодействию иностранным террористам-боевикам, выезжающим на джихад в зоны конфликтов в Сирии и Ираке.

Однако тот факт, что террористы продолжают получать огромные доходы от торговли нефтью для подпитки своей деятельности, даже несмотря на бомбардировки, подвиг нас задуматься о комплексном обращении к этому вопросу. Именно поэтому мы подготовили и внесли в Совет Безопасности текст, направленный на введение запрета на любую деятельность, так или иначе связанную с нефтяным бизнесом террористов.

Принятая резолюция отражает растущее понимание и озабоченность международного сообщества данным опасным феноменом. Ведь ни для кого уже не секрет, что в Сирии джихадисты эксплуатируют порядка десяти месторождений нефти, а по Ираку эти цифры еще выше. Объем нефтедобычи "Исламского государства" достигает, по оценкам, 30 тысяч баррелей в сутки, а совокупный ежедневный доход террористов от торговли нефтью составляет порядка трех миллионов долларов. Работают модульные нефтеперегонные заводы. Нефть вывозится автоцистернами либо с использованием самодельных нефтепроводов. Серые схемы и дельцы-посредники помогают реализовывать сырье на черном рынке. Функционируют подпольные биржи, специализированные фирмы-однодневки: торговля осуществляется мелкими партиями, расчеты ведутся наличными, из-за чего отследить сделки крайне затруднительно.

При этом резолюция не обходит стороной и другие источники финансирования деятельности террористов в Сирии и Ираке, такие как похищения заложников с целью получения выкупа и торговля украденными культурными ценностями. Такого рода сделки также должны решительно пресекаться.

В общем, размах проблемы велик, а практических шагов для ее устранения пока еще сделано мало. Но соответствующий правовой фундамент благодаря инициативной роли российской дипломатии заложен. От того, насколько добросовестно на его основе государства будут выстраивать свои действия, во многом зависит, как скоро мы сможем коллективными усилиями подточить финансовые устои террористической активности на Ближнем Востоке.

И последнее. Единогласное принятие Советом Безопасности ООН резолюции по столь острой теме демонстрирует не только востребованность, но и возможность коллективной работы ключевых членов международного сообщества.