Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по теме борьбы с терроризмом и экстремизмом

Г-жа Председатель,

Мы признательны Генеральному секретарю за содержательное выступление. Благодарим постоянных представителей Австралии и Литвы за доклады об усилиях возглавляемых ими комитетов по реализации задач, поставленных в последних решениях Совета. По-прежнему уверены, что деятельность этих органов – важный  вклад в укрепление центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности в сфере международного антитеррористического взаимодействия.

Г-жа Председатель,

Спустя всего два месяца после принятия резолюции СБ 2178, направленной на «перекрытие кислорода» для любой активности иностранных террористов-боевиков, Совет вновь вынужден обратиться к проблеме терроризма, угроза которого не ослабевает. Представляющие опасность для всех регионов мира ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра» и прочие террористические  организации давно вызревали на Ближнем Востоке. Они обрели дополнительные возможности для своей преступной деятельности в условиях ослабления - не без участия извне - государственных институтов и благодаря поддержке со стороны различных внешних спонсоров. При этом пока экстремисты из ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры» воевали против правительственных сил в Сирии, тревоги у некоторых государств они не вызывали. Считаем, что подобные двойные стандарты в борьбе с терроризмом недопустимы.

В только что опубликованном докладе комиссии по расследованию, создание которой было инициировано в рамках Совета ООН по правам человека, прямо отмечается, что вооружение и поддержка, которые предоставлялись извне якобы умеренным вооруженным группировкам в Сирии, из раза в раз попадали в руки более радикальных формирований, включая ИГИЛ. Внешнее финансирование экстремистов осуществлялось в том числе по линии благотворительных организаций и частных лиц. Документ дает ужасающую картину нынешних последствий таких, мягко говоря, недальновидных действий прежде всего для населения, включая женщин и детей.

Попустительство в отношении деятельности экстремистских группировок привело к тому, что они поставили под угрозу будущее целых государств. Это наглядно видно на примерах Ирака, Сирии, Ливии. Под ударом Ливан, Йемен, Мали, ЦАР.

Не прекращается террористическая активность связанных с «Аль-Каидой» группировок в афгано-пакистанском приграничье, о чем говорит в своих докладах Мониторинговая группа Комитетов СБ 1988 и 1267/1989.

В этой связи считаем правильным направить усилия СБ на противодействие питающей терроризм радикализации, воспроизводству идеологии терроризма и насильственного экстремизма, использованию в террористических целях медийного пространства и Интернета, на запрещение подстрекательства к терроризму и развенчание «привлекательности» террористической деятельности. Принципиально важно продолжать усилия государств по налаживанию под эгидой ООН системной работы на этих направлениях. Неплохие ориентиры для этого заложены в принимаемом нами сегодня заявлении Председателя.

Г-жа Председатель,

Отдельный повод для беспокойства – доходы террористов. Одна из важнейших статей – нелегальная торговля сирийской и иракской нефтью. В Сирии джихадисты эксплуатируют до десяти месторождений нефти. Объем нефтедобычи ИГИЛ достигает 30 тысяч баррелей в сутки. В Ираке эта террористическая организация контролирует 14 месторождений и вывозит до 50-60 тысяч баррелей в сутки. Совокупный ежедневный доход террористов от торговли нефтью достигает 3 миллионов долларов. При этом авиаудары по захваченным боевиками объектам нефтяной инфраструктуры Ирака и Сирии практически не влияют на объемы незаконных продаж. Они лишь объективно осложняют условия жизни населения в этих районах.

По-прежнему оттуда идут автоцистерны с нефтью, работают самодельные газопроводы. Серые схемы и дельцы-посредники помогают реализовать сырье на черном рынке.

Сформулированные Советом в резолюции 2170 требования в этой связи к государствам-членам по сути остаются нереализованными, что требует особого внимания со стороны СБ. В этом контексте не можем не отметить, что Европейский союз еще в апреле 2013 года внес «послабление» в набор рестрикций в отношении САР и разрешил закупки сирийской нефти у негосударственных трейдеров. Тем самым косвенно содействуя финансовому укреплению ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры», контролирующих месторождения углеводородов на северо-востоке Сирии. В Брюсселе должны отдавать себе отчет в этом.

Тревогу вызывают сообщения о захватах ИГИЛ гуманитарной помощи, направленной нуждающимся сирийцам. Необходимо исключить такие ситуации, когда гумпомощь распределялась бы под черным флагом «Исламского государства», укрепляя его власть на подконтрольной территории.

Другой беспокоящий вопрос – растущая боеспособность террористов, прежде всего ИГИЛ. Им уже доступно оружие массового поражения - химическое. Множатся свидетельства его применения боевиками-террористами в Ираке и Сирии. Есть реальная угроза их доступа к сохранившимся ливийским и иракским химическим арсеналам. Считаем, что Совету необходимо решительно высказаться по этому вопросу и четко дать понять, что применение химоружия кем бы то ни было будет иметь последствия.

В этой связи сожалеем, что предложенный нашей делегацией проект заявления председателя СБ по химоружию в Сирии был по сути заблокирован рядом делегаций, внесших в него поправки с одной лишь целью – переключить все внимание на вопросы химической демилитаризации Сирии. Не был включен соответствующий текст и в сегодняшнее заявление Председателя. Хотели бы подчеркнуть, что покрывать террористов в условиях, когда они отрабатывают навыки по синтезу, производству и применению боевых отравляющих веществ, недопустимо и крайне опасно.

Г-жа Председатель,

В свете новых задач, которые ставятся перед контртеррористическими структурами СБ, особую важность приобретает необходимость соблюдения существующих процедур работы вспомогательных органов Совета и их экспертных групп.

В этой связи хотели бы, в частности, напомнить, что резолюция СБ 2178 устанавливает обязательства для авиакомпаний предоставлять информацию о пассажирах только в целях выявления случаев выезда или попыток въезда лиц, обозначенных Комитетом 1267/1989. Поэтому содержащееся в сегодняшнем заявлении поручение КТИД подготовить для Контртеррористического комитета доклад в целом о мерах контроля над перемещением авиапассажиров и подготовке соответствующих рекомендаций без привязки к конкретным санкционным спискам СБ выходит за рамки резолюции 2178.

Г-жа Председатель,

Мы положительно оцениваем роль КТИД в оказании содействия Контртеррористическому комитету. Приветствуем оперативную подготовку Директоратом предварительного анализа пробелов в имплементации резолюций СБ 1373 и 1624, которые мешают государствам противодействовать угрозе иностранных террористов-боевиков.

В целом считаем, что в центре внимания КТИД и в рамках обновленного мандата должны оставаться ключевые элементы - поддержка КТК в мониторинге имплементации упомянутых резолюций СБ и координация оказания технического содействия государствам-членам.