Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку

Г-н Председатель,

Сегодня очевидно, что по сути т.н. "арабская весна" уже давно перестала носить характер демократических преобразований. Бурные процессы в регионе способствовали падению прежних режимов в ряде стран и возникновению острых кризисных ситуаций в других, но не дали созидательных импульсов.

На примере последних событий в Йемене видно, что даже в тех государствах, которые подавались как образец успешных политических трансформаций, события идут по кровавому и непредсказуемому сценарию.

Рассматриваем ближневосточные события как проявления некоторых опасных общемировых тенденций сегодняшнего дня. Линия на вмешательство в дела ближневосточных государств и продвижение проектов смены неугодных режимов спровоцировали хаос и привели к дестабилизации общерегиональной ситуации. Так, в Ливии, ставшей в 2011 году объектом иностранной интервенции, сегодня параллельно существуют два правительства и два парламента, продолжаются боестолкновения между противоборствующими вооруженными группировками. Другим примером могут служить прошлогодние события в Сирии и Ираке, где экстремисты из ИГИЛ в короткий срок захватили ряд ключевых провинций.

В силу масштаба происходящего угроза, которая исходит от ИГИЛ и аналогичных ей джихадистских организаций, выходит далеко за пределы ближневосточного региона. Ее проявления мы уже наблюдали в Дании, во Франции, в Австралии, в Канаде.

Наша принципиальная позиция насчет необходимости борьбы с терроризмом остается неизменной. Необходима консолидация международных усилий по противодействию этому глобальному вызову. Антитеррористические действия должны выстраиваться на прочной базе международного права под эгидой Совета Безопасности ООН. Именно на такой основе удалось решить основные задачи по ликвидации химического оружия в Сирии, выработать меры противодействия иностранным террористам-боевикам. По инициативе России принята резолюция 2199, призванная перекрыть финансирование террористических группировок за счет доходов от незаконной торговли нефтью. 

Россия заинтересована в демократическом, процветающем Ближнем Востоке, со всеми странами которого нас связывают давние традиционно дружественные отношения. В отличие от некоторых других, мы не извлекаем выгоды из хаоса и дестабилизации. Готовы взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами для того, чтобы поддержать государства региона в решении стоящих перед ними проблем.

Нельзя пускать на самотек и развитие хронических конфликтов в регионе, прежде всего – палестино-израильского, который остается одним из основных факторов нестабильности на всем ближневосточном пространстве, помогая экстремистам рекрутировать новые кадры. Считаем, что справедливое урегулирование долгоиграющих региональных проблем будет способствовать общей стабилизации на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Подтверждаем готовность продолжать работу в этом направлении как по двусторонним каналам с палестинцами и израильтянами, так и на международных площадках, прежде всего в формате ближневосточного "квартета" международных посредников. Остается актуальным принятое на министерском заседании "четверки" в феврале в Мюнхене решение о налаживании более плотного взаимодействия "квартета" с ЛАГ и рядом арабских стран.

Международное сопровождение процесса ближневосточного урегулирования нуждается в усилении, а не в коренной ревизии, чреватой утратой принципиальных коллективно наработанных позиций.

В отношении Газы требуется решение двуединой задачи: распространение на сектор контроля со стороны центральных палестинских органов власти и обеспечение стабильности по периметру границ анклава. В этой связи подтверждаем нашу позицию в пользу необходимости продвигать межпалестинский диалог на основе политической платформы ООП и Арабской мирной инициативы. Долгосрочное урегулирование в Газе сможет, помимо прочего, гарантировать своевременное поступление палестинцам донорских средств, обещанных странами-участницами состоявшейся в октябре 2014 года в Каире международной конференции по восстановлению сектора.

Г-н Председатель,

Ориентированной в будущее логикой мы руководствовались, инициируя проведение межсирийских консультативных встреч в Москве. Полагаем, что по итогам второго апрельского раунда можно говорить о наметившемся продвижении к возобновлению поиска путей политического урегулирования сирийского конфликта. Главный результат последнего раунда – удалось согласовать документ, поддержанный большинством участников встречи, – так называемую "Московскую платформу", в которой сформулированы общие оценки нынешнего этапа положения в Сирии. Очевидно, что без наращивания непосредственных контактов между правительством и вменяемой оппозицией приблизиться к выполнению положений Женевского коммюнике невозможно. Сирийцы должны объединиться в борьбе с нарастающей террористической угрозой, исходящей от ИГИЛ, "Джабхат ан-Нусры" и других террористических и экстремистских структур. 

Со своей стороны намерены продолжать содействовать межсирийскому диалогу. Рассчитываем, что наработанная в Москве динамика получит дополнительное развитие благодаря усилиям спецпосланника Генсекретаря ООН С.де Мистуры как в плане перезапуска политического процесса на базе Женевского коммюнике, так и продвижения мер доверия через его инициативу о локальных замирениях – "замораживаниях"

Благодарю Вас.