Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку

Г-жа Председатель,

Мы приветствуем участие в сегодняшних открытых дебатах Генерального секретаря ООН с рассказом о посещении региона. Может быть, настало время реализовать российское предложение четырехлетней давности об осуществлении миссии СБ в Палестину и Израиль. Кто знает, не будь эта инициатива заблокирована тогда одним членом Совета, может быть, нынешний всплеск насилия удалось бы избежать.

Внимательно выслушали выступления представителей Палестины и Израиля, которые, к сожалению, не подали обнадеживающих признаков. Что и не удивительно.

Нынешняя обстановка в ближневосточном урегулировании – далеко не самая благоприятная для перезапуска мирного процесса. Как это не раз бывало в последние десятилетия, начатые в прошлом году под американской эгидой израильско-палестинские переговоры зашли в тупик. Израиль продолжает экспроприацию палестинских земель, что снижает шансы на достижение в перспективе справедливого двугосударственного решения. Ситуация усугубляется расширением поселенчества на Западном берегу и особенно в Восточном Иерусалиме.

Серьезно беспокоит и последнее развитие событий вокруг мечети "Аль-Акса". Призываем стороны к максимальной сдержанности и отказу от односторонних действий по проблеме, затрагивающей чувства миллионов верующих во всем мире.

При этом все мы должны признать, что альтернативы переговорам не существует. Российская Федерация выступает за продолжение в Каире непрямых контактов между палестинскими и израильскими представителями при активной роли Египта с целью достижения договоренностей о долгосрочном урегулировании ситуации вокруг Газы. Полагаем, что в рамках каирских контактов сторонам необходимо выйти на такие понимания, которые исключали бы рецидивы эскалации в будущем. Этой задаче отвечало бы и возобновление полноценных палестино-израильских переговоров по вопросам окончательного статуса палестинских территорий.

Сегодня в центре внимания – серьезные гуманитарные последствия той трагедии, которая разыгралась в Газе. Мы приветствуем решение о выделении на нужды восстановления сектора 5,4 млрд. долларов, принятое в ходе состоявшейся 12 октября в Египте Международной донорской конференции, в которой приняла участие и Россия. Для того, чтобы разрушенная инфраструктура Газы была восстановлена, необходимо строгое соблюдение режима прекращения огня и выполнение всех договоренностей о доступе грузов в сектор под эгидой ООН.

Крайне важным в этой связи является распространение властных полномочий палестинского Правительства национального согласия на все палестинские территории, в т.ч. и на сектор Газа. При этом исходим из того, что альтернативы палестинскому единству не существует. Для продолжения переговоров и, тем более, выполнения эвентуальных мирных договоренностей необходим партнер с палестинской стороны, представляющий интересы всего палестинского общества, а не его отдельной части. В этой связи выступаем за преодоление внутрипалестинского раскола на основе политической платформы ООП и Арабской мирной инициативы

Несмотря на все трудности, руки опускать нельзя. Россия готова прилагать усилия по содействию мирному урегулированию, работая как по двусторонним каналам, так и в многосторонних форматах. Ошибкой считаем "недоиспользование" в последние годы ближневосточного "квартета". Мы всегда выступали за его активизацию, бóльшую задействованность в решении вопросов мирного урегулирования. На этой основе настраиваемся на предметное обсуждение ситуации на палестинском треке в ходе встречи спецпредставителей "четверки" в Брюсселе 24 октября.

В отношении инициированного палестинской стороной и представленного в СБ делегацией Иордании проекта резолюции хотели бы особо отметить, что текст содержит ссылки на известную международно-правовую базу ближневосточного урегулирования, подтверждает выбор в пользу переговорного решения с Израилем. Такая линия заслуживает поддержки.

Г-жа Председатель,

Турбулентные процессы на Ближнем Востоке, которые часто именуют "арабской весной", еще далеки от завершения. Но при попытке извлечь уроки из того, что уже пройдено, со всей очевидностью проступает одно – альтернативы политическому урегулированию и ненасильственным решениям нет. Это применимо к любой кризисной ситуации.

На примерах конкретных фактов видно, что чем бесцеремоннее было внешнее вмешательство во внутренние дела той или иной арабской страны, тем более кровопролитный и непредсказуемый характер приобретали указанные процессы. В Ливии спустя три года после незаконных натовских бомбардировок и свержения М.Каддафи ситуация лишь усугубилась. Законные ливийские власти не в состоянии взять под контроль обстановку даже в столице, а что уж говорить о большей части ливийской территории.

Другой пример – Сирия. Здесь не было прямого военного вторжения, зато имеет место агрессивный натиск радикалов на законные власти. И это, ни для кого не секрет, произошло во многом благодаря безудержной поддержке сирийской оппозиции странами Запада и их региональными союзниками. Более того, они долгое время вообще оправдывали действия террористов, поскольку те составили костяк оппозиционных президенту Б.Асаду сил. Но разве все средства хороши для достижения цели?

Последние же события в Ираке, связанные с бесчинствами так называемого "Исламского государства", заставляют вспомнить о пагубном американском вторжении в эту страну в 2003 году. Тогда США разрушили армию и госаппарат, спровоцировали острейший межконфессиональный и межэтнический антагонизм, от которого страна не может оправиться и по сей день.

Совету Безопасности стоило бы подумать о "мозговом штурме" по извлеченным урокам "арабской весны" и подвергнуть комплексному анализу стремительную деградацию обстановки на Ближнем Востоке. Возможно, это удержит от ошибок в будущем.

Сегодня же мы, очень похоже, опять имеем дело с ошибкой западных партнеров, расплачиваться за которую придется странам региона. Антитеррористические усилия должны выстраиваться на прочной основе международного права под эгидой СБ ООН как органа, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Вместо этого мы видим, как наносятся авиаудары по позициям "Исламского государства" на сирийской территории без согласования с правительством Сирии. Так называемая коалиция отказывается взаимодействовать с Дамаском и Тегераном, являющимися логическими союзниками в борьбе против терроризма в регионе. Если бы эти идеологизированные комплексы удалось преодолеть, возможно, военная кампания против ИГИЛ велась бы куда успешнее, в том числе и в районе населенного курдами сирийского города Айн-аль-Араб. На этом фоне противоречиво и парадоксально выглядит параллельно осуществляемая США и их союзниками вооруженная поддержка так называемой "умеренной» оппозиции – чтобы та набрала силы, необходимые для свержения Б.Асада. Само по себе это ведет к дальнейшей эскалации военного противостояния. Кроме того, мы уже не раз видели, как происходит радикализация "умеренной" оппозиции, которую становится невозможно отличить от террористических отрядов экстремистов.

Г-жа Председатель,

Со своей стороны Россия поддерживает конструктивные межгосударственные отношения с Сирией, Ираком и другими странами региона, предпринимает и будет предпринимать при строгом соблюдении своих международных обязательств целенаправленные усилия по укреплению потенциала этих государств в их мужественном противостоянии с международными террористами и экстремистами.

Благодарю Вас.