Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на открытом заседании Совета Безопасности ООН по сотрудничеству ООН с региональными и субрегиональными организациями
Image courtesy of UN Photo/Rick Bajornas
Г-жа Председатель,
Благодарим Генерального секретаря, г-на Пан Ги Муна, за брифинг. Отмечаем ключевую роль ООН в формировании более устойчивой, справедливой и эффективной архитектуры международных отношений при главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности.
Российская Федерация последовательно выступает за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными организациями по широкому кругу вопросов на базе Устава ООН, прежде всего его Главы VIII.
Что касается совместных усилий в области поддержания международного мира и безопасности, входящими в прерогативы СБ ООН, то считаем критически важным обязательное санкционирование и контроль со стороны Совета за региональными и коалиционными миротворческими операциями, предусматривающими применение силы. Только соответствующее решение СБ ООН может придать необходимую международную легитимность использованию санкционного механизма.
Необходимо также отметить, что в условиях нарастания новых вызовов и угроз в последнее время весьма востребовано взаимодействие в таких сферах как борьба c терроризмом, наркотрафиком и организованной преступностью, распространением оружия массового уничтожения и незаконными потоками легкого и стрелкового оружия.
Г-жа Председатель,
Последовательно поддерживаем линию на развитие разнопланового сотрудничества ООН с региональными объединениями Африканского континента, остающегося уязвимым для кризисов. Речь – в первую очередь об Африканском союзе, однако высоко востребованы и другие региональные и субрегиональные организации, которые, как правило, лучше владеют местной спецификой. Приветствуем прогресс в формировании африканской архитектуры мира и безопасности при содействии мирового сообщества. Убеждены в необходимости дальнейшего укрепления партнерства ООН и Афросоюза в целях повышения эффективности решения задач по обеспечению мира и безопасности в Африке и приумножения глобального антикризисного потенциала.
В этой связи хотели бы с удовлетворением отметить сопряжение усилий ООН и Афросоюза в целях стабилизации обстановки в Дарфуре, Сомали, ЦАР, Мали и Сахеле в целом, на межсуданском треке. Не менее важно развивать координацию действий в отношении конфликтных ситуаций в Южном Судане. Одновременно отмечаем также успешное взаимодействие Афросоюза с различными субрегиональными организациями (Межправительственная организация по развитию, Восточноафриканское сообщество, Комиссия государств бассейна озера Чад, Экономическое сообщество западноафриканских государств, Сообщество развития Юга Африки) по нейтрализации угроз миру, безопасности и стабильности на Африканском континенте.
Глубоко обеспокоены непрекращающейся деятельностью группировки «Боко Харам» на территории ряда государств. Приветствуем усилия региональных партнеров Абуджи по оказанию содействия в противостоянии этой группировке, угрожающей безопасности западноафриканских государств и стран Гвинейского залива – при том понимании, что любое международное содействие должно оказываться при согласии нигерийских властей.
Большой потенциал заложен в сотрудничестве между ООН и ЛАГ. Исходим из того, что хорошие перспективы имеет расширение контактов ООН с такими динамично развивающимися региональными структурами, как СЕЛАК, УНАСУР и КАРИКОМ.
Г-жа Председатель,
Приоритетное значение для России имеет взаимодействие ООН с Организацией Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организацией сотрудничества, которые наращивают свой политический авторитет в мире и вклад в укрепление региональной и международной архитектуры безопасности.
ОДКБ характеризуем как многовекторную структуру, способную уверенно реагировать на широкий спектр современных вызовов и угроз, с которыми могут столкнуться ее государства-члены. В этой связи перспективным видится углубление взаимодействия между ООН и ОДКБ в области миротворчества. В рамках ОДКБ ведется интенсивная работа по развитию собственного миротворческого потенциала, в том числе для задействования в операциях ООН по поддержанию мира. Наряду c этим ОДКБ активно содействует международным усилиям по постконфликтному обустройству Афганистана, купированию исходящей c территории этой страны наркоугрозы.
Серьезный вклад в обеспечение стабильности и безопасности в евразийском регионе вносит ШОС. Отмечаем, что данная Организация по праву стала краеугольным камнем региональной безопасности во всех ее проявлениях. Ее деятельность востребована в области борьбы с терроризмом и экстремизмом. В этом контексте положительно себя зарекомендовала Региональная антитеррористическая структура. Также развивается взаимодействие в области нераспространения ОМУ и обеспечения международной информационной безопасности.
Г-жа Председатель,
Особое значение для европейского континента имеет деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая призвана дополнять усилия ООН, содействовать в зоне своей региональной ответственности и в рамках своего мандата функционированию механизмов, согласованных на глобальном уровне.
1 августа исполнилось 40 лет со дня подписания в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который является одной из основ современной международной архитектуры.
Россия всецело привержена хельсинкским принципам отношений между государствами в их взаимосвязи и всем политическим обязательствам СБСЕ/ОБСЕ. Призываем все страны евразийско-атлантического сообщества следовать букве и духу этих обязательств и принципов. История показывает, что двойные стандарты и селективный подход к их применению, попытки укрепления своей безопасности за счет других и вмешательства во внутренние дела других государств провоцируют серьезные риски общеевропейской безопасности.
К сожалению, в последние годы – и это со всей очевидностью подтвердил украинский кризис – мы наблюдаем кризис европейской безопасности. Важно продолжать искать пути выхода из этой ситуации. Исходим из того, что ОБСЕ должна взять курс на отказ от конфронтации и возвращение дискуссии в конструктивное русло. Только так можно заняться решением накопившихся системных проблем, наметить шаги для реализации принципа неделимости безопасности. Рассчитываем на возвращение ОБСЕ к обсуждению идеи формирования единого военно-политического, гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана, включая тему сопряжения интеграционных процессов – так называемую «интеграцию интеграций».
Мы в целом положительно оцениваем усилия ОБСЕ по содействию урегулирования конфликта на Украине и приветствуем важнейшую деятельность Специальной мониторинговой миссии по контролю за ситуацией «на земле». Вместе с тем ключевое значение для скорейшей реализации всех положений Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, которые в последнее время начали пробуксовывать – активный и продуктивный диалог в рамках Контактной группы и ее рабочих подгрупп. Очевидно, что без прогресса в реализации политических положений Минска и прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском будет невозможно ни продвинуться к окончательному урегулированию, ни добиться устойчивой деэскалации.