Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на открытом заседании Совета Безопасности ООН по сотрудничеству ООН с региональными и субрегиональными организациями

Image courtesy of UN Photo/Rick Bajornas


Г-жа Председатель,

Благодарим Генерального секретаря, г-на Пан Ги Муна, за брифинг. Отмечаем ключевую роль ООН в формировании более устойчивой, справедливой и эффективной архитектуры международных отношений при главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Российская Федерация последовательно выступает за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными организациями по широкому кругу вопросов на базе Устава ООН, прежде всего его Главы VIII.

Что касается совместных усилий в области поддержания международного мира и безопасности, входящими в прерогативы СБ ООН, то считаем критически важным обязательное санкционирование и контроль со стороны Совета за региональными и коалиционными миротворческими операциями, предусматривающими применение силы. Только соответствующее решение СБ ООН может придать необходимую международную легитимность использованию санкционного механизма.

Необходимо также отметить, что в условиях нарастания новых вызовов и угроз в последнее время весьма востребовано взаимодействие в таких сферах как борьба c терроризмом, наркотрафиком и организованной преступностью, распространением оружия массового уничтожения и незаконными потоками легкого и стрелкового оружия.


Г-жа Председатель,

Последовательно поддерживаем линию на развитие разнопланового сотрудничества ООН с региональными объединениями Африканского континента, остающегося уязвимым для кризисов. Речь – в первую очередь об Африканском союзе, однако высоко востребованы и другие региональные и субрегиональные организации, которые, как правило, лучше владеют местной спецификой. Приветствуем прогресс в формировании африканской архитектуры мира и безопасности при содействии мирового сообщества. Убеждены в необходимости дальнейшего укрепления партнерства ООН и Афросоюза в целях повышения эффективности решения задач по обеспечению мира и безопасности в Африке и приумножения глобального антикризисного потенциала.

В этой связи хотели бы с удовлетворением отметить сопряжение усилий ООН и Афросоюза в целях стабилизации обстановки в Дарфуре, Сомали, ЦАР, Мали и Сахеле в целом, на межсуданском треке. Не менее важно развивать координацию действий в отношении конфликтных ситуаций в Южном Судане. Одновременно отмечаем также успешное взаимодействие Афросоюза с различными субрегиональными организациями (Межправительственная организация по развитию, Восточноафриканское сообщество, Комиссия государств бассейна озера Чад, Экономическое сообщество западноафриканских государств, Сообщество развития Юга Африки) по нейтрализации угроз миру, безопасности и стабильности на Африканском континенте.

Глубоко обеспокоены непрекращающейся деятельностью группировки «Боко Харам» на территории ряда государств. Приветствуем усилия региональных партнеров Абуджи по оказанию содействия в противостоянии этой группировке, угрожающей безопасности западноафриканских государств и стран Гвинейского залива – при том понимании, что любое международное содействие должно оказываться при согласии нигерийских властей.

Большой потенциал заложен в сотрудничестве между ООН и ЛАГ. Исходим из того, что хорошие перспективы имеет расширение контактов ООН с такими динамично развивающимися региональными структурами, как СЕЛАК, УНАСУР и КАРИКОМ.

Г-жа Председатель,

Приоритетное значение для России имеет взаимодействие ООН с Организацией Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организацией сотрудничества, которые наращивают свой политический авторитет в мире и вклад в укрепление региональной и международной архитектуры безопасности.

ОДКБ характеризуем как многовекторную структуру, способную уверенно реагировать на широкий спектр современных вызовов и угроз, с которыми могут столкнуться ее государства-члены. В этой связи перспективным видится углубление взаимодействия между ООН и ОДКБ в области миротворчества. В рамках ОДКБ ведется интенсивная работа по развитию собственного миротворческого потенциала, в том числе для задействования в операциях ООН по поддержанию мира. Наряду c этим ОДКБ активно содействует международным усилиям по постконфликтному обустройству Афганистана, купированию исходящей c территории этой страны наркоугрозы.

Серьезный вклад в обеспечение стабильности и безопасности в евразийском регионе вносит ШОС. Отмечаем, что данная Организация по праву стала краеугольным камнем региональной безопасности во всех ее проявлениях. Ее деятельность востребована в области борьбы с терроризмом и экстремизмом. В этом контексте положительно себя зарекомендовала Региональная антитеррористическая структура. Также развивается взаимодействие в области нераспространения ОМУ и обеспечения международной информационной безопасности.


Г-жа Председатель,

Особое значение для европейского континента имеет деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая призвана дополнять усилия ООН, содействовать в зоне своей региональной ответственности и в рамках своего мандата функционированию механизмов, согласованных на глобальном уровне.

1 августа исполнилось 40 лет со дня подписания в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который является одной из основ современной международной архитектуры.

Россия всецело привержена хельсинкским принципам отношений между государствами в их взаимосвязи и всем политическим обязательствам СБСЕ/ОБСЕ. Призываем все страны евразийско-атлантического сообщества следовать букве и духу этих обязательств и принципов. История показывает, что двойные стандарты и селективный подход к их применению, попытки укрепления своей безопасности за счет других и вмешательства во внутренние дела других государств провоцируют серьезные риски общеевропейской безопасности.

К сожалению, в последние годы – и это со всей очевидностью подтвердил украинский кризис – мы наблюдаем кризис европейской безопасности. Важно продолжать искать пути выхода из этой ситуации. Исходим из того, что ОБСЕ должна взять курс на отказ от конфронтации и возвращение дискуссии в конструктивное русло. Только так можно заняться решением накопившихся системных проблем, наметить шаги для реализации принципа неделимости безопасности. Рассчитываем на возвращение ОБСЕ к обсуждению идеи формирования единого военно-политического, гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана, включая тему сопряжения интеграционных процессов – так называемую «интеграцию интеграций».

Мы в целом положительно оцениваем усилия ОБСЕ по содействию урегулирования конфликта на Украине и приветствуем важнейшую деятельность Специальной мониторинговой миссии по контролю за ситуацией «на земле». Вместе с тем ключевое значение для скорейшей реализации всех положений Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, которые в последнее время начали пробуксовывать – активный и продуктивный диалог в рамках Контактной группы и ее рабочих подгрупп. Очевидно, что без прогресса в реализации политических положений Минска и прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском будет невозможно ни продвинуться к окончательному урегулированию, ни добиться устойчивой деэскалации.