Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева по мотивам голосования по резолюции Совета Безопасности ООН 2206

Г-н Председатель,

Российская Федерация проголосовала за резолюцию 2206, исходя из важности поддержания единства Совета в интересах урегулирования в Южном Судане. При этом мы по-прежнему считаем сегодняшнее решение Совета поспешным.

Ни у кого не должно быть иллюзий, будто мы безоговорочно поддерживаем ускоренное введение санкционного режима в отношении Южного Судана. Наша принципиальная позиция хорошо известна: мы никогда ни считали и не считаем санкции эффективным средством политического урегулирования конфликтов. 

Сейчас, когда достигнут определенный прогресс в переговорах противоборствующих сторон, Южному Судану прежде всего необходимы понимание и действенная поддержка, а не прессинг и угрозы, которые могут привести к обратному результату. Кроме того, мы считаем, что переходить к практическому введению предусмотренных резолюцией санкционных мер воздействия контрпродуктивно – по крайней мере до тех пор, пока есть надежда на разрешение конфликта переговорным путем. Загоняя же протагонистов в угол, мы ничего не добьемся: рестрикции способны лишь привести к ужесточению их позиций и еще более затруднить поиск взаимоприемлемых развязок.

При дальнейшем рассмотрении южносуданского досье следует воздерживаться от скоропалительных решений, тем более что переговоры южносуданцев в Аддис-Абебе продолжаются, и до принятия каких-либо кардинальных мер по линии СБ ООН нужно посмотреть, как будет реализовываться план по замирению сторон, согласованный ИГАД и Афросоюзом в конце января этого года.

К тому же решение о введении санкций СБ принимает в отсутствие ясного и недвусмысленного сигнала в их поддержку со стороны ключевых африканских игроков, в первую очередь ИГАД и Афросоюза. Это расходится с практикой, когда "пальма первенства" в таких делах традиционно отводится самим африканцам, как было, к примеру, в случаях с Гвинеей-Бисау и Центральноафриканской Республикой. Напомним в этой связи, что и в ряде предыдущих резолюций СБ по Южному Судану было недвусмысленно указано, что возможные санкционные меры против этой страны должны рассматриваться Советом "в консультациях с заинтересованными партнерами, включая ИГАД и Афросоюз".

С учетом отсутствия единодушной поддержки южносуданских рестрикций со стороны африканских столиц, включая стран-соседей Южного Судана, нельзя исключать сложностей с имплементацией вводимого Советом Безопасности санкционного режима. Это может отрицательно сказаться и на авторитете самого СБ. Главная ответственность за такой возможный негативный сценарий ляжет на тех, кто упрямо продавливал принятие сегодняшней резолюции, невзирая на наши предупреждения.

Благодарю Вас.