Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по общим вопросам санкций

Г-н Председатель,

Признательны заместителю Генерального секретаря ООН Дж.Фелтману и генеральному секретарю Интерпола Ю.Штоку за интересные брифинги. Со своей стороны хотели бы отметить следующее.

Санкции – это один из важных инструментов, имеющихся в распоряжении международного сообщества в интересах урегулирования кризисных ситуаций. При этом исключительной прерогативой по их введению для реализации четких и ясных целей, как они определены в Уставе ООН, обладает только Совет Безопасности Всемирной организации.

Принимая соответствующее решение, Совету Безопасности необходимо учитывать, что санкции должны быть соразмерны угрозам международному миру и безопасности. Применение санкций, особенно всеохватных, – весьма жесткая и обоюдоострая мера. Нельзя допускать, чтобы они становились механизмом коллективного наказания, сказывались на благосостоянии населения тех или иных стран, подрывали законные интересы третьих государств.

Именно с учетом всех возможных негативных последствий санкций их введение – крайняя мера, которую можно применять лишь в тех случаях, когда все остальные способы политического воздействия исчерпаны и когда СБ ООН определит наличие реальной угрозы международному миру и безопасности.

Как на стадии подготовки, так и осуществления санкций обязательна объективная оценка социально-экономических и гуманитарных последствий вводимых мер. Недопустимо создание такой ситуации, когда санкции причиняют неприемлемые страдания гражданскому населению, особенно его наиболее уязвимым слоям, когда они по сути превращаются в инструмент нарушения прав человека. Санкции должны носить адресный, точечный характер.

В этой связи убеждены, что любые санкционные решения Совета должны в обязательном порядке предусматривать схему периодической корректировки, приостановки и отмены санкций с учетом гуманитарной ситуации и в зависимости от выполнения объектами рестриктивного давления требований СБ. Должен быть виден свет в конце туннеля. 

Г-н Председатель,

В последнее время раздаются голоса о необходимости повышения эффективности механизма ограничительных мер СБ ООН, укрепления потенциала государств-членов в деле их выполнения, якобы имеющихся сбоях в их имплементации.

Мы не разделяем этих озабоченностей. Возможно, проблемы и есть, но они не носят системного характера, как то хотят представить апологеты "закручивания санкционных гаек", а скорее связаны с наличием или отсутствием доброй воли отдельных государств-членов следовать обязательным на этот счет решениям нашего Совета.

Мы с пониманием относимся к любым рациональным предложениям насчет оптимизации практики осуществления санкций СБ, но считаем нецелесообразными и вредными периодически вбрасываемые идеи, тем более не подкрепленные убедительными аргументами, относительно создания дополнительных бюрократических надстроек – будь то межгосударственных либо на уровне Секретариата ООН. Более того, усматриваем в таких инициативах не только опасность создания бюрократической чересполосицы, но и попытку закрепить подходы узкой группы государств к санкционной проблематике, а также посягательство на исключительные прерогативы самого Совета Безопасности в санкционной сфере.

Вместе с тем в духе конструктивного обсуждения вопроса о путях повышения эффективности санкционных мер можно было бы обратиться к такому в последнее время мало задействованному механизму, как неофициальная рабочая группа СБ ООН по общим вопросам, касающимся санкций, чьи наработки в свое время внесли существенный вклад в повышение эффективности работы соответствующих комитетов СБ.

Мы твердо исходим из того, что тематика санкций относится к ведению и исключительной компетенции государств-членов ООН. Секретариат Всемирной организации не имеет отношения к вопросам содействия имплементации и разработки соответствующих рекомендаций. Если государству-члену потребуется какая-либо помощь в деле осуществления того или иного санкционного режима, то оно имеет полное право обратиться напрямую в соответствующий санкционный комитет СБ за необходимыми разъяснениями и содействием. Тем более, что каждый санкционный режим по-своему уникален и специфичен.

Г-н Председатель,

При обсуждении санкционной проблематики нельзя упускать из виду и такие принципиальные моменты, как нелегитимность односторонних санкционных мер, а также недопустимость использования действующих санкций СБ для произвольного наращивания и развития ограничений на национальном либо региональном уровнях. Мы высказываемся категорически против вольного либо расширительного толкования санкционных мер СБ.

К сожалению, нередки случаи введения односторонних рестрикций в обход СБ ООН. Считаем, что подобные действия лишь приводят к подрыву системы международных отношений и торпедируют политико-дипломатические усилия по поиску выхода из кризисных ситуаций. Кроме того, они нередко носят экстерриториальный характер, нарушая суверенитет третьих государств и их законные интересы, в том числе в области внешней торговли.

Г-н Председатель,

Российская Федерация готова к коллективной работе по совершенствованию санкционных мер. Однако такая деятельность будет иметь "добавленную стоимость" лишь в случае отказа известных государств от порочной практики односторонних рестрикций. Методам диктата на международной арене должен быть положен конец.

Благодарю Вас.