Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине

Г-н Председатель, 

Последние три выступавших использовали "пятьдесят оттенков черного". Хотели бы призвать к большей объективности, необходимой в интересах урегулирования конфликта. Хотя понимаем, что в данном случае такие призывы бесполезны.

Г-н Председатель,

Мы признательны заместителю Генсекретаря ООН Джеффри Фелтману и Директору отдела операций и координации Управления по координации гуманитарных вопросов Джону Гингу за брифинги.

Что касается Ивана Шимоновича, то его выступление в Совете считаем неуместным по нескольким причинам. Во-первых, Совет Безопасности ООН не принимал решения о создании миссии по правам человека на Украине и не просил соответствующей отчетности. Во-вторых, г-н Шимонович уже имел возможность, буквально несколько дней назад, выступить в Женеве и донести до государств-членов свои взгляды. Налицо - классический пример дублирования работы в рамках ООН. Имевшие место ранее появления г-на Шимоновича в СБ ООН привели лишь к чрезмерной политизации вопроса. Объективность принесена в жертву пропагандистскому эффекту. Дело дошло до того, что миссия стала высказываться по военным аспектам, не имеющим никакого отношения к правочеловеческому досье. Поэтому сегодня ни доклад, ни брифинг г-на Шимоновича мы комментировать не будем. Мы уже сделали это в Совете по правам человека.

Г-н Председатель,

17 февраля Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 2202, в которой  одобрил "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений", задав вектор как самому мирному урегулированию, так и тематике, которую мы должны отслеживать в Совете.

"Комплекс мер" от 12 февраля поднял планку украинского урегулирования на следующую, более продвинутую ступень, став своего рода "новым заветом" данного процесса. Этот документ обеспечивает комплексный подход, начиная с военных вопросов, мер доверия, и заканчивая глубокой конституционной реформой, которая должна проводиться в консультациях с Донецком и Луганском. Там есть и ряд других важнейших элементов – амнистия участников событий, восстановление социально-экономических связей, гуманитарные аспекты. Теперь, благодаря резолюции 2202, все это подкреплено международным авторитетом Совета Безопасности, который в дополнение к лидерам "нормандской четверки" стал гарантом выполнения "Комплекса мер".

В этом документе нет никаких двусмысленностей ни в отношении последовательности шагов, ни состава участников, которые должны их предпринимать. Необходимо без попыток переписать отдельные положения добросовестно и досконально его выполнять.

Важнейшую роль в обеспечении выполнения "Комплекса мер" играет ОБСЕ и ее спецмониторинговая Миссия. Ей поручено наблюдать за этим процессом в тех объемах, как это предписано в документе, беспристрастно, отлажено и системно. Если СММ требуется укрепление - расширение числа наблюдателей, дополнительное оборудование, финансы – мы готовы это самым конструктивным и внимательным образом обсуждать на площадке Постсовета ОБСЕ в Вене.

Г-н Председатель,

Будучи одновременно реалистами и оптимистами, мы удовлетворены позитивным развитием ситуации "на земле". Режим прекращения огня в целом держится. Начался отвод тяжелых вооружений: одна из сторон противостояния – ДНР и ЛНР - уже завершила этот процесс. Надеемся, что и Киев тоже подтянется и, наконец, отведет всю тяжелую технику от линии соприкосновения. Рассчитываем, что это будет способствовать созданию климата доверия, а вооруженные провокации, приводящие к единичным нарушениям режима "тишины", сойдут на нет. Отмечаем также прогресс в обмене пленными.

Вместе с тем ситуация пока явно пробуксовывает по остальным положениям "Комплекса мер". 24 февраля в Париже от имени министров иностранных дел "нормандской четверки" прозвучал призыв к Контактной группе незамедлительно учредить рабочие группы для рассмотрения этих аспектов. Украинские власти, к сожалению, пока отвечают отказом, пытаясь затянуть этот процесс. Это тревожно и контрпродуктивно.

3 марта президент Порошенко с многомесячным опозданием подписал указ о создании Конституционной комиссии, которая будет разрабатывать изменения в Основной закон. Однако бросается в глаза явная нетраспарентность процесса: повторю, согласно "Комплексу мер" проведение конституционной реформы должно быть согласовано с представителями Донецка и Луганска. Иначе это не будет способствовать устранению причин украинского кризиса.

Г-н Председатель,

Отдельная тема – катастрофическая социально-экономическая и гуманитарная ситуация в Донбассе. Принятые Киевом меры по удушению Юго-Востока превратились в настоящую блокаду. Социальные выплаты и пенсии мирным жителям Донбасса прекращены. Выезд и въезд обставлены практически непреодолимыми бюрократическими препонами. В Донецк и Луганск не может пройти транспорт с продовольствием, создаются препятствия для доставки гумпомощи, что признают международные организации. В результате боевых действий разрушена инфраструктура, десятки больниц и школ. Недавно Киев принял решение о прекращении поставок газа в Донбасс.

Для удовлетворения срочных потребностей населения Донбасса Россия предпринимает масштабные усилия: в регион направлены уже 17 конвоев с гуманитарной помощью. Кстати, последний из них, как и некоторые предыдущие, был полностью проинспектирован украинскими таможенниками и пограничниками на КПП "Донецк".

Госпожа Пауэр, я все же попросил бы Вас поинтересоваться, чем занимаются ваши посольства в Москве и Киеве, и почему они не предоставляют Вам столь элементарную информацию, а продолжают снабжать довольно дешевой дезинформацией как по этому, так и по многим другим вопросам ситуации на Украине.

Благодаря этим гумконвоям питанием в сутки обеспечивается порядка 30 тыс. человек, оказывается медицинская помощь в более чем 250 медицинских организациях, восстановлены около 150 объектов социальной сферы, обеспечено функционирование системы снабжения питьевой водой для более 80 процентов населения пострадавших районов.

Считаем необоснованными и циничными политизированные нападки по поводу гумконвоев. Они никак не отразятся на нашей решимости помогать жителям Донбасса, нуждающимся в срочном содействии.

Широко известна статистика о миллионе временно перемещенных лиц на территории Украины. Однако такое же количество людей – почти 950 тысяч человек с апреля 2014 года - выехали из Украины и остались в России. Из них более 650 тысяч обратились за предоставлением им особого статуса. Мы не делаем различия, откуда приехали эти люди – с Востока или Запада, каких политических взглядов они придерживаются. Проводится комплексная работа по их встрече, размещению, трудоустройству.
В 76 субъектах Российской Федерации действуют 527 пунктов временного размещения, в которых находятся более 27 тысяч человек, в том числе почти 9 тысяч детей. Этим людям также оказывается гуманитарная, медицинская и психологическая помощь.

Вместе с тем в среднесрочной перспективе социально-экономических проблем Донбасса не решить без реализации пунктов "Комплекса мер", касающихся полного восстановления связей с остальной частью Украины, включая возобновление социальных переводов и выплаты пенсий, а также работы банковской системы. За эту работу надо безотлагательно приниматься в рамках Контактной группы.

Г-н Председатель,

В этом зале уже десятки раз говорилось о том, что украинский кризис может быть урегулирован только политическими методами. Сейчас основная работа проводится в "нормандском" и "минском" форматах, которые вносят значительный вклад в достижение результатов, которые дают надежду на урегулирование.

Однако на фоне позитивных подвижек вызывают самую серьезную озабоченность продолжающееся Киевом "бряцание оружием": заявления президента Порошенко об увеличении армии, передача Нацгвардии и ВСУ новых партий танков, поездки киевских функционеров по миру в поисках оружия. В американском Конгрессе разрабатывается закон о выделении 1 млрд. долл. на оснащение и обучение украинских войск. По имеющимся данным, в эти дни в Львовскую область перебрасываются 300 военнослужащих США, которые будут обучать украинских солдат обращению с заокеанской техникой. Всему миру известно: где появляются американские военные, там жди беды. Напомню, например, что во время нападения режима Саакашвили на Южную Осетию в Грузии трудилось 127 советников министерства обороны США. Результат – конфликт, кровь, крах. Только безответственные политики могут не понимать, к чему привел бы такой сценарий на Украине.

Благодарю Вас, г-н Председатель.