Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН А.А.Панкина на заседании Совета Безопасности ООН по Украине

Г-н Председатель,

Я призвал бы коллег по Совету Безопасности не превращать заседание Совета в фарс и оголтелую истерику.

Внимательно выслушали брифинг помощника Генсекретаря по политвопросам г-на Й.Тойберг-Франдзена. Признательны за информацию также главе Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине г-ну Э.Апакану и представителю Действующего председателя ОБСЕ г-же Х.Тальявини. С интересом восприняли оценки тех, кто непосредственно работает "на земле" и прикладывает каждодневные усилия для урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины. Вместе с тем полагаем, что привлечение к заседаниям СБ международников, действующих по мандату ОБСЕ, не совсем корректно, не говоря уже о том, что это отвлекает их от прямых обязанностей и привносит ненужную политизацию в их практическую деятельность.

А то, что целью их приглашения было именно это, подтверждают прозвучавшие сегодня выступления ряда членов Совета, которые использовали нашу площадку и представителей ОБСЕ не для конструктивного поиска решений внутриукраинского кризиса, а для очередной пропагандистской выходки – но уже в новых "декорациях".

Г-н Председатель,

Ситуация в Донецкой и Луганской областях остается напряженной. Режим прекращения огня в полной мере не выполняется. Отвод тяжелых вооружений и техники так и не начался. Наоборот, в течение всего периода действия режима прекращения огня наблюдается сосредоточение украинских войск практически по всей линии фронта.

Причем важно отметить, что сосредоточение украинских войск происходит в непосредственной близости от городов Донбасса, которые ополченцы вынуждены защищать. В результате возникающих инцидентов на линии соприкосновения сторон ежедневно гибнут мирные жители. В частности, с территории контролируемых украинскими силовиками населенных пунктов Авдеевка и Пески производится систематический обстрел прилегающих к аэропорту Донецка жилых кварталов города. 6 ноября выпущенная из этого района, с северо-западного направления, мина – и это подтвердили наблюдатели ОБСЕ – упала на футбольном поле донецкой спортивной школы: два мальчика погибли, трое ранены. А обстрел кассетными боеприпасами города c тех же позиций привел в начале октября в том числе к гибели сотрудника Международного комитета Красного Креста.

Знаете, в русском языке у слова «правда» нет множественного числа, она бывает только одна, зато ложь бывает разной.

В связи с этой умалчиваемой правдой логично выглядит зафиксированное наблюдателями ОБСЕ усиление позиций ополченцев в районах, которые постоянно подвергаются атакам со стороны силовиков. Видимо, страх перед силами ополченцев настолько велик у Киева, что для оправдания своих неудач и массированной отправки «на фронт» людей и техники он вновь начинает громко причитать о якобы завозимом российском оружии и "регулярной российской армии".

Вот и сейчас в западных столицах и по линии НАТО вновь сотрясают воздух громогласными заявлениями о виртуальных перемещениях бронеколонн и войск с российской территории. Но реальных фактов и подтверждений этого никто не предоставляет, поэтому все эти разговоры пустые – обычная пропагандистская фальшивка. Ведь всем должно быть ясно – в нынешних условиях российско-украинская граница является предметом особого пристального внимания и наблюдения и легко просматривается, в т.ч. из космоса.

C сожалением вынуждены признать, что нас обескураживает практически полное отсутствие реакции со стороны миссии ОБСЕ на передвижение и укрепление позиций Вооруженных сил Украины и других ее силовых подразделений (у которых, кстати, есть свои «батьки» или «daddies», как выразилась коллега в этом зале, неизвестно кому и как подчиняющиеся). 9 ноября в Карловку вошли тяжелая артиллерия и танки. 8 ноября в район Луганска были подтянуты ракетные системы залпового огня "Град", "Ураган", ракетные установки "Скад". В район Красной Таловки Луганской области, подтянута группировка из 500 украинских военнослужащих. 7 ноября к восточным окраинам Горловки подошли 32 танка, в Артемовск – 13 танков, 15 самоходных зенитных установок "Шилка", 7 тактических комплексов "Точка-У", 6 реактивных систем залпового огня "Град" и установка "Смерч". 6 ноября в пригород Донецка Ясиноватую вошла танковая колонна. Это статистика.

Почему о таких фактах не говорится? Ведь всем должно быть ясно, что отсутствие информации на этот счет в докладах ОБСЕ создает превратную и провокационную картину происходящего. Надеемся, что это упущение будет восполнено.

Г-н Председатель,

Исходим из необходимости полного и тщательного выполнения сторонами конфликта минских договоренностей. При этом первоочередным вопросом является установление подлинного прекращения огня, которое бы ответственно соблюдалось обеими сторонами.

Но не менее важны пункты договоренностей, касающиеся децентрализации власти, налаживания общенационального инклюзивного диалога, принятия мер по улучшению гуманитарной и экономической ситуации на Донбассе. Но украинские власти не делают ничего из этого.

Озабоченность вызывает и принятое президентом П.Порошенко решение об отзыве Закона об особом статусе отдельных районов Луганской и Донецкой областей. Ведь это – краеугольный камень минских договоренностей, которые таким образом по сути окажутся полностью перечеркнутыми! Закон был не идеален и имел ограниченную легитимность: Верховной радой прошлого созыва так и не были обозначены границы районов, имеющих особый статус, а появившаяся в законе дата выборов, 7 декабря, не обговаривалась с представителями Донецка и Луганска и нарушала конституцию самой Украины. Вместе с тем этот закон мог бы стать основой для дальнейших переговоров между Киевом и ополченцами. Не выполнено Киевом и другое важное положение Минских договоренностей – закон об амнистии лиц-участников событий также не вступил в силу. Более того, председатель Верховной Рады вроде бы вообще предлагает его отменить. Не были предоставлены и гарантии личной безопасности для участников консультаций.

Теперь что касается гуманитарной составляющей договоренностей. Вместо мер по восстановлению Донбасса правительство Украины утвердило "новый порядок" финансирования там бюджетных учреждений и осуществления социальных и пенсионных выплат: они просто были отменены. О каком доверии со стороны простых людей может идти речь, когда их дома бомбят, а их самих лишают средств к существованию? В этой связи отвергаем любые обвинения в связи с направлением Россией гуманитарных конвоев с продуктами, медикаментами и стройматериалами в Донецк и Луганск. Они просто аморальны в сложившихся условиях. И хватит измышлений и передергиваний на сей счет – о каждом гумконвое Киеву сообщается всё и загодя, но сотрудничества от него дождаться трудно. Такое ощущение, что судьба собственного народа в этих областях его мало волнует на деле.

Г-н Председатель,

Что касается вопроса о проведении 2 ноября выборов в Донецком и Луганском регионах, вокруг которых рядом делегаций раздуты непомерные страсти, как будто это не демократический процесс, то подчеркну следующее.

Российская Федерация уважает волеизъявление жителей Юго-Востока. Выборы прошли в целом организованно, при высокой явке избирателей, уж явно не под дулами пистолетов и автоматов. Очень важно, что избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в этих регионах. Никакой угрозы Минским договоренностям и мирному процессу они не несут.

Более того, они представляют уникальную возможность для налаживания устойчивого диалога между центральными украинскими властями и представителями Донбасса в целях поиска полноценных политических решений по снятию накопившихся разногласий. О безальтернативности инклюзивного диалога на взаимоуважительной и равноправной основе говорилось еще весной. Пора уже Киеву выполнить взятое на себя в Женеве обязательство, тем более что теперь уполномоченные партнеры по переговорам у него есть.

Благодарю Вас.