Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по Гаити

Г-жа Председатель,

Благодарим спецпредставителя Генсекретаря Марию Сальвадор за доклад о положении дел на Гаити. Признательны за выступления исполнительным директорами УНП Гаде Вали и ЮНИСЕФ Катерин Рассел. Приветствуем участвующих в нашем заседании Министра иностранных дел Доминиканской Республики, а также Постоянного представителя Гаити.

Как мы все хорошо видим, в стране развиваются две параллельных реальности. Одна – это бесконечные политические дрязги, закулисные лихорадочные попытки договориться под внешним давлением и с нужными внешним игрокам параметрами. Их итогами становятся соглашения на бумаге, которые много раз переписываются и редко когда исполняются. Вторая реальность – это ужасающая повседневная жизнь простых гаитян, уже привыкших выживать в условиях отсутствия государственной власти и базовых услуг, которые та должна обеспечивать. Реальная власть оказалась в руках вооруженных групп, контролирующих целые районы страны и столичные кварталы. Политический процесс вот уже несколько лет не дает никаких результатов, а действующая администрация полностью себя дискредитировала, в том числе и неспособностью и нежеланием расследовать совершенное почти три года назад при прямом иностранном вмешательстве убийство Президента страны.

Люди устали ждать перемен и берут ответственность за свою жизнь в свои руки, самоорганизовываясь и защищая свои дома. Понятно, что для них всё, что мы обсуждаем здесь, в этом зале, выглядит оторванным от реальности, а СБ – беспомощным и бесполезным.

Реальность также состоит в том, что международному сообществу и Совету пока не удается приоритизировать интересы именно гаитянского народа. Мы постоянно вынуждены отвлекаться на очередные внешне амбициозные политдоговоренности, реализуемость и легитимность которых оставляет большие вопросы. Сейчас чуть ли не панацеей для Гаити нам пытаются подать переходный президентский совет. Скажем прямо, у нас есть большие сомнения, что он организован по лекалам гаитян, а не, как обычно, внешних игроков. Эти сомнения, в частности, подпитываются такими требованиями к его членам, как непременно положительное отношение к иностранному силовому присутствию в собственном государстве. Почему вдруг этот аспект поставлен чуть ли не «во главу угла»? 

Убеждены, что учреждение и формирование переходных структур власти в Гаити должно проходить при прямом участии всех гаитянских сторон, без какого-либо вмешательства извне. В противном случае мы попросту совершаем еще один бессмысленный виток, который никак не поможет стабилизировать ситуацию в стране и дать надежду на лучшее будущее ее гражданам.

К сожалению, на протяжении всей своей истории Гаити никак не может отделаться от этого самого внешнего вмешательства. Оно стоило ей и тысячи жизней, и десятилетия нестабильности, и миллиарды долларов, потраченных, например, на выплату вплоть до 1947 года, позорных репараций Франции за свою независимость. Наших французских коллег, выступающих в подобных неудобных для себя случаях за то, чтобы оставить историю историкам, подобная ситуация, похоже, никак не смущает.

Однако ее считают неприемлемой сами гаитяне. Об этом свидетельствует справедливое требование ряда гаитянских НПО к Парижу компенсировать эту сумму и направить ее на развитие и обеспечение безопасности Гаити. Инициатива была недавно выдвинута на Постоянном форуме ООН по проблеме лиц африканского происхождения – площадке, на которой впервые за долгое время в рамках всемирной Организации заговорили об ужасных последствиях многовекового рабства и угнетения народов глобального Юга. 

Гаити, безусловно, одна из главных жертв колониального наследия, продолжающая страдать теперь уже и от современных неоколониальных практик, выражающихся в инжиниринге политического ландшафта страны, адресных односторонних санкциях и насаждении внешних, а вовсе не, как нас пытаются убедить, «гаитянских решений».

Одновременно одно всем нам известное государство, которое более 200 лет назад объявило весь американский континент своим «задним двором», и совершило, согласно имеющейся в открытом доступе информации, как минимум 56 военных интервенций в латиноамериканские государства, включая 4 в Гаити, не проявляет никакого реального интереса помогать решать проблемы этой страны.

Оно их скорее усугубляет. Так, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, основной маршрут контрабанды оружия на остров – это поставки из Флориды водным транспортом и малой авиацией. Нелегальный поток не останавливает ни введенное СБ оружейное эмбарго, ни многочисленные запросы Группы экспертов санкционного комитета Совета. В Вашингтоне от них просто отмахиваются как от назойливых мух.

При этом, столкнувшись с нынешним существенным обострением ситуации в Гаити, США оперативно эвакуировали своих граждан, одновременно возобновив репатриацию туда гаитянских мигрантов. Очевидно, что их дальнейшая судьба, как и судьба миллионов остающихся на острове людей, американцев попросту не интересует, какие бы красивые речи они здесь не произносили.

Г-жа Председатель,

Туманной остается перспектива реализации наспех продавленного через СБ решения о направлении на остров Многонациональной миссии по содействию безопасности Гаити. Когда более полугода назад через Совет в спешке, с криками о том, что действовать надо безотлагательно, чтобы спасать Гаити, пропихивалась резолюция, благословившая эту неооновскую миссию, мы при голосовании воздержались. Нас не устраивало отсутствие внятной концепции операции, четкого мандата ее финансирования и наполнения личным составом, других аспектов, которые в подобных случаях прорабатываются заранее. Приняв резолюцию и провозгласив с трибуны СБ о том, как они заботятся о гаитянах, закопёрщики этой идеи явно к ней поостыли. В результате миссия не то, что не развернута до сих пор, но и ни один из ставившихся нами вопросов до сих пор не прояснен.

Получится наглядный антипример того, как должен работать Совет Безопасности ООН. Не удивимся, если и через год после принятия резолюции 2699 МСБГ так и не появится на острове. Спрашивается, зачем надо было торопиться и, по сути, обманывать ожидания гаитян? Их, впрочем, особо и не спрашивают, хотят они присутствия иностранных вооруженных сил или нет, как мы это четко видим в случае с упомянутым мною «фильтром», введенным внешними игроками при формировании президентского переходного совета.

Г-жа Председатель,

Нам всем очевидно, что многокомпонентный кризис в Гаити не имеет простых и очевидных решений. В нем слилось воедино много факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. Разочаровывает, что те, кто создавал проблемы для Гаити в течение многих десятилетий, не собираются делать работу над ошибками и сегодня. Хотели бы со всей ответственностью сказать, что потакать им Россия не намерена, хоть эта страна и находится в тысячах километров от наших границ. Мы солидарны с простыми гаитянами и будем настаивать на том, чтобы в центре любых планов и схем урегулирования находились именно их интересы, а не интересы внешних игроков. 

Исходя из этого, Россия как постоянный член СБ продолжит последовательно выступать за вдумчивое и аккуратное использование мер и инструментов международного воздействия на ситуацию в Гаити, следить за тем, чтобы они приводили к улучшению ситуации в сфере безопасности и правопорядка и стимулировали переход к подлинному и инклюзивному внутригаитянскому политдиалогу, который мы считаем ключом к нахождению долгосрочного решения затянувшегося кризиса в этой стране.

Благодарю за внимание.