Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.М.Гатилова на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по обзору осуществления Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию

Уважаемый Господин Председатель,

Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) является добротным фундаментом для многостороннего сотрудничества по всему спектру тематики народонаселения. Принятый в Каире в 1994 году документ остается актуальным и востребованным в контексте современных демографических процессов. Рассматриваем обзор Программы действий как важный вклад в обеспечение учета указанной проблематики в Глобальной повестке дня в области развития на период после 2015 года.

Убеждены в том, что вопросы народонаселения должны быть адекватно отражены в формирующихся Целях устойчивого развития. Центральной задачей считаем удовлетворение базовых потребностей населения, связанных с доступом к здравоохранению, образованию, продовольствию, воде, энергетике, рабочим местам. Исходим при этом из того, что Программа действий не подлежит пересмотру и продолжит выступать в качестве политических рамок и руководящих принципов работы ООН и стран-членов.

Вынуждены констатировать, что состоявшиеся региональные обзорные Конференции выявили тревожные тенденции, заключающиеся в произвольных интерпретациях отдельными делегациями формулировок МКНР. Попытки заняться ревизией положений Программы действий вопреки решениям Генассамблеи ООН вызывают нашу озабоченность. С разочарованием отмечаем, что активную роль в этом играет секретариат ЮНФПА. Ангажированный и избирательный подход Фонда вызывает сожаление. Не соответствующие положениям МКНР новшества и концепции, не пользующиеся универсальной поддержкой и противоречащие общественным ценностям целых групп стран, для нас неприемлемы и должны остаться как за рамками обзора, так и повестки дня в области развития на период после 2015 года. Это касается, в частности, таких понятий как "сексуальные права", "половая ориентация" и "гендерная принадлежность".

Убеждены, что залогом эффективности коллективных усилий должны оставаться полноценный учет экономических, культурных и религиозных особенностей, а также традиций и обычаев отдельных стран и народов, концентрация на объединяющих целях и задачах.

Господин Председатель,

Считаем важным в ходе обзора отойти от ошибочного вывода о том, что снижение рождаемости является единственно верным вектором движения, обеспечивающим экономическое развитие и социальное благосостояние. Не можем не отметить однобокость данного подхода, не учитывающего все аспекты концепции демографического перехода, а также многообразие демографических ситуаций в различных странах мира.

Нельзя оставлять без внимания вопросы, приоритетные для стран, где рождаемость ниже уровня воспроизводства населения, включая изменение структуры и старение населения, сокращение численности трудоспособного населения и рост доли иждивенцев, повышение нагрузки на пенсионные системы и системы социального обеспечения и здравоохранения.

Вопросы сексуального и репродуктивного здоровья следует рассматривать в более широком контексте здравоохранения, включающем в себя улучшение охраны материнства, борьбу с неинфекционными заболеваниями, а также с ВИЧ/СПИДом и другими заболеваниями, передающимися половым путем. В контексте выполнения целей МКНР нельзя игнорировать важность всеобщего доступа к образованию, в том числе начальному, и профессиональной подготовке, обеспечения социальной защиты населения, создания благоприятных условий для обеспечения занятости с акцентом на создание рабочих мест для молодежи.

Господин Председатель,

Для России приоритетом является преодоление демографического кризиса 90-х годов, вызванного отрицательным приростом населения. Целью нашей демографической политики на период до 2025 года является стабилизация численности населения и создание условий для его поступательного роста, увеличения продолжительности жизни и коэффициента рождаемости.

Для достижения поставленных целей принимаются меры по всем направлениям демографического развития. Качественные изменения переживают системы здравоохранения, образования и социальной защиты.

Стратегической задачей является поддержка традиционной семьи как союза мужчины и женщины. Комплекс мер по поддержке института семьи как основополагающей ячейки общества включает обеспечение благосостояния и социальной защищенности семьи, включая государственную поддержку малоимущих и молодых семей, достижение баланса между семьей и работой, упрочение связи и взаимопомощи между поколениями.

Значительно усилена государственная материальная поддержка семей с детьми. Женщинам, родившим вторых и последующих детей, предоставляется материнский капитал, который сейчас с учетом индексации составляет 12,3 тыс. долларов США. Его дополняют выплаты из местных фондов финансирования. Многодетным семьям бесплатно выделяются земельные участки для строительства жилого дома, предоставляются скидки по оплате коммунальных услуг, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатные лекарства детям и питание в школах. Увеличены налоговые льготы на доходы работающих родителей.

Принимаются меры для улучшения работы системы родовспоможения, повышения доступности и качества медицинской помощи в период беременности. Женщины, находясь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, могут бесплатно пройти профессиональную подготовку или переподготовку по востребованным профессиям. Принимаются меры по развитию гибких и дистанционных форм занятости женщин с детьми. Развивается система услуг ухода за детьми дошкольного возраста.

Взят курс на создание 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. Особое внимание уделяется поддержке уязвимых слоев населения, таких как люди с ограниченными физическими возможностями, включая создание безбарьерной городской среды и облегчение трудоустройства.

Приняты специальные программы по снижению смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, от дорожно-транспортных происшествий. Реализуется комплекс мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Активная государственная демографическая политика приносит зримые плоды. Коэффициент рождаемости за последние годы вырос с 1,3 до 1,7 ребенка на одну женщину, в абсолютных цифрах рождаемость выросла с 1,4 млн. до 1,9 млн. детей в год. Удалось обеспечить рост продолжительности жизни. В результате в России, вопреки всем прогнозам, с 2013 года впервые за 20 лет зафиксирован естественный прирост населения без учета миграции.

Господин Председатель,

Россия нацелена на укрепление многостороннего сотрудничества в области народонаселения и повышение его отдачи на основе консолидации национальных взглядов и подходов и оптимизации ведущейся в рамках ООН практической работы. Готовы приложить все усилия к тому, чтобы настоящий обзор придал мощный заряд соответствующим усилиям на десятилетия вперед.

И в заключение, господин Председатель, хотел бы сказать следующее.

Сожалеем, что уважаемый представитель Украины использовал высокую трибуну специальной сессии Генассамблеи ООН для политизации дискуссии и позволил себе оскорбительные высказывания в адрес России. В этой связи хотелось бы отметить, что политические и экономические проблемы Украины связаны с неспособностью киевских властей вести продуктивный диалог со своим народом, и попытки переложить ответственность на других едва ли будут содействовать их решению. Это тем более достойно сожаления в тот момент, когда идет поиск решения острых проблем, существующих в Украине.

Благодарю Вас.