Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по вопросу «Поддержание международного мира и безопасности»

Приветствуем участие в сегодняшнем заседании Генерального секретаря ООН и Верховного комиссара по правам человека.

Российская делегация проголосовала за резолюцию по предотвращению вооруженных конфликтов, учитывая то, какое важное место занимает эта проблематика в контексте поддержания международного мира и безопасности.

Исходим из того, что главная ответственность за предотвращение конфликтов лежит на самих государствах. Любое международное содействие, в том числе по линии ООН, должно оказываться с согласия принимающей стороны и не может быть навязано.

Сегодня большинство кризисов носит внутригосударственный характер, и грань между "услугами" в области превентивной дипломатии и давлением на внутриполитические процессы становится тонкой, особенно если эти «услуги» оказываются на ранней стадии кризиса. К сожалению, в СБ ООН мы не раз слышали предложения, граничащие с менеджментом внутренних процессов государств и даже вмешательством в их конституционные процедуры.

Здесь явно не стоит перегибать палку - излишняя поддержка одной из политических групп может лишь разжечь противостояние и подорвать доверие к международному сообществу и ООН в частности. Масла в огонь может подлить и дублирование посреднических усилий, не говоря уже о соперничестве амбициозных игроков, стремящихся снискать лавры посредников-миротворцев.

И уже вовсе прямо противоположны задаче предотвращения конфликтов действия некоторых влиятельных государств, порождающие серьезные кризисы, последствия которых ведут к дестабилизации в отдельных странах, и даже целых регионах. Ситуация, сложившаяся после вторжения в Ирак мутировала так, что сделала реальным раскол страны и превращение части ее территории в прибежище террористического интернационала. Налицо бесконтрольная дестабилизация в Ливии с неясными перспективами выхода из кризиса.

На Украине мы видим, как некоторые страны в открытую подталкивают Киев к продолжению кровопролития, отбрасывая документы, предполагавшие мирный путь урегулирования. Были позабыты договоренности от 21 февраля и Женевское  заявление. Проигнорирована «дорожная карта», предложенная Действующим председателем ОБСЕ. А ведь все эти документы имели реальный потенциал урегулирования политического кризиса до стадии его перерастания в вооруженный конфликт.

ООН, являясь универсальной международной организацией с уникальной легитимностью, играет значимую роль в предупреждении конфликтов. Согласны с тем, что их успешное раннее предупреждение во многом зависит от комплексного применения имеющихся в арсенале ООН инструментов. Однако вряд ли стоит питать иллюзии относительно того, что систему можно улучшить до такой степени, что можно будет автоматически измерить «температуру» кризиса и выписать стандартный рецепт. Для каждой ситуации необходим деликатный, сбалансированный и беспристрастный подход и терпеливый поиск уникального решения.

Уверены в том, что раннее предупреждение не может основываться на произвольно выбранном сочетании неких «индикаторов» конфликта, открывающем возможности для злоупотреблений.

Неуместно акцентирование отдельных механизмов, имеющихся в распоряжении ООН – пусть таких важных, как правозащитные или в области развития. Оценочные методики отдельных структур, носящие непрозрачный и зачастую ангажированный характер, не должны использоваться в качестве универсальной основы превентивных действий.

Не можем согласиться с настойчивым стремлением навязать Совету Безопасности необходимость в обязательном порядке учитывать информацию и оценки Генерального секретаря ООН и принимать на этой основе соответствующие меры. По сути это попытка размыть главную ответственность СБ за поддержание международного мира и безопасности.

Кроме того, следует учитывать, что у Совета Безопасности нет монополии на обсуждение и применение превентивных средств: посредничество, разоружение, а с недавних пор и общеполитические аспекты деятельности спецполитмиссий находятся на рассмотрении Генассамблеи. Не следует также преуменьшать потенциал региональных и субрегиональных организаций.

Несомненно, Секретариат может заниматься анализом соответствующих проблем и делиться накопленным опытом по их разрешению, что находит отражение в подготавливаемых им докладах. Такие доклады могут быть полезны, если они составлены предметно и беспристрастно. Важно, чтобы они были сконцентрированы на практической отдаче от предлагаемых мер. Не видим целесообразности в написании в стенах ООН наукообразных изысканий, в которых цели и принципы Устава ООН теряются из вида за различными оторванными от реальности «инновационными» концепциями. Пусть этим занимаются академические институты.

Не стоит увлекаться и бюрократической стороной дела, плодя различные структуры с неясными для государств мандатами.

Вообще не надо гнаться за отчетностью, приводя нереальные цифры того, сколько конфликтов было якобы урегулировано при содействии ООН. Лучше одно реальное дело, чем тысячи страниц и миллионы слов.

Отметим, что если реализовать все прозвучавшие сегодня предложения, то многие органы и профильные структуры ООН можно будет просто закрыть, оставив один Совет Безопасности. Это вряд ли было бы правильным.

И последнее - о какой-либо «архитектуре» предотвращения конфликтов говорить сейчас преждевременно, ведь пока не состоялась широкая дискуссия на эту тему. В нее должны быть вовлечены все государства-члены ООН.