Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на брифинге в Совете Безопасности ООН по вопросам новых вызовов безопасности

Господин Председатель,

Признательны за выступление Генеральному секретарю Пан Ги Муну. Благодарим Исполнительного директора Управления по наркотикам и преступности (УНП) Юрия Федотова, Верховного комиссара по делам беженцев Антонио Гутерреша и Генерального директора Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чан за доклады о деятельности возглавляемых ими структур.

Наша сегодняшняя дискуссия демонстрирует, что число угроз, с которыми сталкивается человечество, перешагнув порог второго десятилетия XXI века, не уменьшается. Даже напротив.

Наряду с появлением новых угроз обостряются «старые». В последнее время усилилась тенденция к агрессивному вмешательству во внутренние дела суверенных государств. Происходящие в некоторых из них сложные процессы, возникающие порой конфликтные ситуации требуют налаживания диалога властей и оппозиции, с участием всех общественно-политических групп, на основе отказа от любого насилия, в целях осуществления политических и экономических реформ. В этом полезной может стать поддержка международного сообщества, соответствующих региональных организаций. Мы же подчас наблюдаем произвольное жонглирование издалека понятием легитимности, провокационные призывы к усилению конфронтации, прямые, либо прикрытые вывернутыми наизнанку гуманитарными лозунгами угрозы применения силы. Путь интервенций означает подталкивание к хаосу отдельных регионов и международных отношений в целом.

Все это противоречит основополагающим нормам и принципам современного международного права, Уставу ООН, самому смыслу деятельности Всемирной организации.

Господин Председатель,

Мы признаем эволюционирующий характер новых вызовов международному миру и безопасности. Все более глубокими и разветвленными становятся связи между различными видами трансграничной криминальной деятельности, особенно между терроризмом и наркотрафиком. В этом же списке – опасность распространения ОМУ, пиратство, незаконный оборот легкого и стрелкового оружия, киберпреступность. Реальная опасность этих вызовов и угроз признана СБ, но требуется дополнительное осмысление их смычки, которая выводит угрозу на новый, еще более опасный уровень. Именно на этих путях мы видим дальнейшую разработку данной темы в Совете, учитывая его ответственность по Уставу за поддержание международного мира и безопасности.

Основа для такой работы заложена рядом предыдущих решений Совета Безопасности, в частности, Заявлением Председателя от 24 февраля 2010 г.

Подтверждаем особую актуальность Заявления  в части, касающейся предложений СБ в адрес Генсекретаря рассматривать взаимосвязанные угрозы наркотрафика и трансграничной оргпреступности в качестве фактора при анализе конфликтов, оценке и планировании объединенных миссий, а также проанализировать роль этих угроз в ситуациях, значащихся в повестке дня СБ.

Эти задачи выдвигаются на передний план, в частности, применительно к  наркоугрозе с территории Афганистана, которая сохраняет острейший характер. Разрушительное влияние афганского наркотрафика, сросшегося с терроризмом, вышло далеко за пределы региона. В данном случае мы имеем дело с угрозой международному миру и стабильности на основе смычки различных видов преступной деятельности. Ответ на эту угрозу должен носить комплексный скоординированный характер, в том числе, применительно к адаптации внутриооновского трека к новым задачам. 

В этом контексте мы позитивно оцениваем уже предпринятые Генсекретарем шаги по укреплению междепартаментского взаимодействия внутри ООН, включая создание междисциплинарной «Целевой группы Секретариата по трансграничной оргпреступности и наркотрафику как угрозам безопасности и стабильности» с ведущей ролью УНП и Департамента по политическим вопросам.

Новые риски создает незаконный оборот оружия в отдельных регионах мира. Мы наблюдаем этот феномен на примере ливийского оружия. Особую опасность представляет его попадание в руки террористов. Принятая по инициативе России резолюция СБ 2017 посылает необходимый сигнал и задает соответствующие рамки для работы по противодействию этой новой угрозе.

В эпоху глобализации оборотной стороной развития информационно-коммуникационных технологий становятся новые риски со стороны  киберпреступности. Россия выступает за принятие более действенных мер регулирования использования таких технологий и сети Интернет при соблюдении соответствующих свобод. Совет Безопасности уже выразил особую озабоченность по поводу роста киберпреступности. Полагаем, что назрела потребность в разработке универсальной конвенции о сотрудничестве в борьбе с информационной преступностью, а также правил или кодекса поведения в информационном пространстве. Рассчитываем на содействие соответствующим инициативам и договоренностям государств-членов в этой сфере со стороны УНП и других структур Целевой группы Секретариата по имплементации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, в частности, Рабочей группы по вопросам противодействия использованию Интернета в террористических целях.

Еще одним новым вызовом стало пиратство у берегов Сомали. Став хорошо отлаженным, прибыльным преступным бизнесом, пиратство перекидывается теперь и на западное побережье африканского континента.

Борьба с этим феноменом требует серьезных комплексных мер со стороны всего международного сообщества. Для России важнейшим аспектом в этой борьбе является преодоление безнаказанности пиратов, причем не только на уровне исполнителей, но и на уровне боссов пиратской индустрии. Мы продолжим наращивать наши усилия на этом направлении.

Что касается изменения климата и болезней, то сложившаяся в рамках ООН структура рассмотрения данных проблем позволяет адекватно отвечать на возникающие в этой области угрозы. Убеждены, что приоритетная роль в этом принадлежит и должна принадлежать и впредь Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Всемирной организации здравоохранения как универсальным механизмам по противодействию глобальным вызовам в соответствующих областях. Эти структуры обладают необходимым и достаточным инструментарием для выработки как эффективных долгосрочных стратегий международного сотрудничества, так и конкретных мер по оперативному реагированию.

Благодарю за внимание.