Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по сотрудничеству между ООН и региональными и субрегиональными организациями в деле поддержания международного мира и безопасности

Г-н Председатель,

Рады приветствовать в Совете Безопасности ООН первого заместителя премьер-министра, министра иностранных дел Сербии г-на Ивицу Дачича в его качестве действующего председателя ОБСЕ. Благодарим Вас за содержательный брифинг.

Российская Федерация последовательно выступает за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными механизмами на базе Устава ООН, прежде всего его Главы VIII. Именно на этой основе и должно выстраиваться взаимодействие Всемирной организации с ОБСЕ.

Сотрудничество между двумя организациями носит регулярный и многосторонний характер, охватывает все измерения безопасности, а также междисциплинарные вопросы. ОБСЕ призвана дополнять глобальные усилия ООН, содействовать реализации в зоне своей региональной ответственности и в рамках своего мандата механизмов, согласованных на глобальном уровне.

Россия настроена на конструктивное сотрудничество с сербским председательством в ОБСЕ. Поддерживаем взятый им курс на восстановление доверия для формирования позитивной повестки дня на будущее. Уверены, что Вы будете вести дела беспристрастно и с учетом интересов всех государств-участников. Можете рассчитывать в этом на нашу поддержку.

На наш взгляд, необходимо сосредоточить работу Организации в этом году на продолжении в рамках процесса "Хельсинки плюс 40",  который мы поддержали с самого начала, политического диалога о поиске путей выхода из кризиса евробезопасности, содействовать урегулированию конфликта на Украине через участие ОБСЕ в Контактной группе и поддержку работы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине.

Необходимо достойно отпраздновать в ОБСЕ 70-летия окончания Второй мировой войны.

На повестке дня и актуальная тема борьбы с терроризмом и наркоугрозой. В этом контексте выделяем важность проведения конференций ОБСЕ по угрозам иностранных террористов-боевиков, противодействию распространению террористической и экстремистской идеологии, недопущению радикализации общественных и политических настроений, борьбе с наркоугрозой, исходящей из Афганистана. Текущая обстановка диктует необходимость организации мероприятия по защите христиан, аналогичного встречам по исламофобии и антисемитизму в 2014 году. Имело бы смысл провести семинар по сравнительному анализу методологий организации и мониторинга выборов в ОБСЕ, СНГ, ПАСЕ, включая оценку проведения избирательных кампаний в развитие сравнительного анализа избирательного законодательства стран ОБСЕ, проведенного БДИПЧ в 2013 г. по инициативе России и Белоруссии.

Г-н Председатель,

Украинский конфликт подтвердил, что ОБСЕ сохраняет свою востребованность на общеевропейском пространстве. Для полной реализации потенциала Организация должна взять курс на отказ от конфронтации и возвращение дискуссии в конструктивное русло. Только так можно заняться решением накопившихся системных проблем.

40-летний юбилей ОБСЕ в этом году – хорошая возможность заняться обновлением системы европейской безопасности. Следует подтвердить основополагающие принципы хельсинкского Заключительного акта и положения Хартии европейской безопасности, наметить шаги для реализации принципа неделимости безопасности и выполнения обязательств государств не укреплять свою безопасность за счет безопасности других.

Рассчитываем на возвращение ОБСЕ к обсуждению идеи формирования единого военно-политического, гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана, включая тему сопряжения интеграционных процессов (т.н. "интеграция интеграций"). Отдельно хотели бы упомянуть важность перезапуска предметной дискуссии по реформе ОБСЕ.

Россия поддержала идею создания "Группы мудрецов" ОБСЕ по вопросам евробезопасности и направила в ее состав видного эксперта-политолога. Рассчитываем, что интеллектуальный вклад "Группы" станет импульсом для возобновления в ОБСЕ широкой дискуссии по ключевым вопросам безопасности.

Г-н Председатель,

Мы в целом положительно оцениваем усилия ОБСЕ по содействию урегулированию конфликта на Украине. В Контактной группе с участием спецпредставителя Действующего председателя Х.Тальявини удается достигать позитивных результатов. Удовлетворены принятием 12 февраля "Комплекса мер по выполнению Минских соглашений" и резолюции СБ 2202 в его поддержку. Сейчас важно добиться выполнения "Комплекса мер" сторонами конфликта. В ОБСЕ уже начата работа по определению модальностей и конкретных шагов по содействию имплементации.

Приветствуем активную работу Спецмониторинговой миссии, приоритетными направлениями для которой считаем мониторинг за прекращением огня и выводом тяжелых вооружений, содействие нацдиалогу, помощь в расследовании нарушений гуманитарного права и прав человека. Внимательно следим за содержанием докладов миссии, при редактировании которых не должно быть места цензуре. Неприемлемы случаи давления и нападения на наблюдателей: их безопасность должна неукоснительно соблюдаться.

СММ играет ключевую роль в мониторинге соблюдения минских договоренностей от 12 февраля. Беспристрастная верификационная деятельность СММ должна равномерно распределяться на всю определенную в минских договоренностях от 12 февраля зону прекращения огня и отвода тяжелых вооружений. Ожидаем, что миссия и дальше будет оперативно и полно информировать в своих докладах о ситуации на всей этой территории. Важную роль будет играть тесная координация ее действий со всеми ответственными лицами и структурами как Киева, так и Донецка и Луганска. Тем не менее, не должно произойти ослабления внимания СММ к другим регионам Украины – помимо Юго-Востока.

Поддерживаем СММ в финансовом, материальном и кадровом плане, выступаем за наращивание ее возможностей. Продолжаем подбирать специалистов для работы в СММ с учетом ее возрастающих потребностей.

В целом удовлетворены работой наблюдателей ОБСЕ на российско-украинской границе – погранпереходах "Донецк" и "Гуково". Они фиксируют реальное положение дел с беженцами и, вопреки домыслам, подтверждают отсутствие перемещений российских войск. Не видим необходимости в предложениях о распространении их мандата на весь донецко-луганский участок российско-украинской границы: это не соответствует Берлинской декларации от 2 июля 2014 года мининдел России, Франции, Германии и Украины, во исполнение которой были развернуты наблюдатели ОБСЕ. По этому вопросу необходимо договариваться с ополчением как со стороной в конфликте.

Отмечаем готовность БДИПЧ ОБСЕ к наблюдению за выборами в Донбассе, как только будут урегулированы и согласованы все аспекты, связанные с их организацией и проведением в соответствии с "Комплексом мер" от 12 февраля 2015 года. От проведения выборов во многом зависит весь процесс политического урегулирования. Необходимо будет принять во внимание и тот факт, что огромное количество людей было вынуждено покинуть зону конфликта, они оказались как в других регионах Украины, так и за рубежом.

Благодарю Вас, Г-н Председатель.