Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой в ходе неформальной встречи членов СБ ООН по «формуле Арриа» по теме «Влияние односторонних принудительных мер на противодействие терроризму»

Приветствуем всех участников встречи членов Совета Безопасности ООН по «формуле Арриа», которую мы созвали, чтобы привлечь внимание к проблеме односторонних принудительных мер (ОПМ) и их негативному влиянию на сферу контртеррора. К сожалению, в связи с параллельными мероприятиями по линии Совета Безопасности, эта встреча не обеспечена устным переводом.

Прежде чем начать, я хотела бы обратиться к присутствующим с предложением почтить минутой молчания память жертв страшного теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл» в Москве 22 марта 2024 г. Прошу всех встать.

Хотела бы начать нашу дискуссию с констатации очевидного факта. Односторонние принудительные меры (ОПМ) нелегитимны с точки зрения международного права. ОПМ являются открытым посягательством на закрепленные в Уставе ООН принципы суверенного равенства государства, невмешательства в их внутренние дела и международного сотрудничества. Такие меры – проекция желания сохранить доминирующее экономическое положение в мире и извлечь из него максимальные геополитические выгоды.

Хорошо известно, что Западные страны используют ОПМ как инструмент внешней политики. Финансовое благополучие этих стран выстроено на столетиях колониальных практик, включавших преступления против человечности, геноцид народов в масштабах континентов, работорговлю, а также систематическое ограбление колоний и других «зависимых территорий», которое в изменившейся форме продолжается по сей день.

ОПМ гармонично вписываются в этот смысловой ряд, являя собой очередное проявление неоколониальных практик и попыток разделить весь мир на господ и рабов. Для первых действуют сплошные исключения из навязываемого всем Западом «миропорядка, основанного на правилах», вторые же могут рассчитывать лишь на кнут, современным аналогом которого стала пресловутая «санкционная политика».

Позиция Всемирной Организации с решительным осуждением такого рода мер сформулирована давно. В декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (принята резолюцией ГА ООН 2131 от 21 декабря 1965 г.) чётко зафиксировано, что «ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав». Актуальность резолюции Генассамблеи ООН 72/201 «Односторонние экономические меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран» только растёт.

Таким образом, верное наименование этого инструмента – незаконные принудительные меры. Они являются примером вопиющего лицемерия США, Великобритании, стран ЕС, трубящих на каждом шагу про свою якобы заботу о правах человека. Мы помним, как под этим предлогом продвигались механизмы «омбудсменов» для санкций по линии СБ ООН, имеющих, к слову, весьма точечный и избирательный характер. При этом страны Запада теряют всяческий интерес к правозащитной проблематике, как только дело доходит до их ОПМ, заточенных, наоборот, на «площадное» действие. Их совершенно не смущает, что страдают рядовые граждане. Это и есть цель – причинить как можно больше страданий населению, чтобы обострить социально-экономические проблемы, которые удобно использовать их для смены «неугодных» режимов.

От введенных США и их союзниками карательных мер зачастую страдают третьи государства. При этом наиболее затронутыми оказываются страны, которые и так находятся в уязвимом положении. Причиняемый «сопутствующий ущерб», сколь бы значительным он не был, совершенно не заботит ни Вашингтон, ни Лондон, ни Брюссель.

С точки зрения уникального мандата СБ политика односторонних ограничений – это атака на устоявшиеся принципы международной санкционной деятельности. Незаконные принудительные меры, вводимые без резолюции Совета по Главе VII Устава ООН, несовместимы с принципом международного сотрудничества, ограничивают его даже в тех сферах, где существует насущная необходимость и объективная заинтересованность в сопряжении усилий (контртеррор, нераспространение и разоружение и т.д.).

Сегодня мы хотели бы сконцентрироваться на тех вызовах, которые ОПМ продолжают создавать мировому сообществу в коллективных усилиях по борьбе с терроризмом, экстремизмом и радикализацией.

ОПМ ограничивают торговлю, финансы и инвестиции, объективно снижая возможности государств выделять ресурсы на борьбу с терроризмом.

Односторонние санкции это одно из главных препятствий развития. Его масштабы еще предстоит оценить.

Такие рестрикции усугубляют гуманитарные кризисы, приводят к нехватке товаров первой необходимости, включая продукты питания и лекарства. Умышленно провоцируемое ОПМ обострение социально-экономических проблем становится питательной средой для радикализации, чем активно пользуются экстремистские и террористические группировки для вербовки новых членов, распространения террористических и экстремистских идеологий.

ОПМ, являющиеся антиподом международного сотрудничества, подрывают механизмы взаимодействия в борьбе с терроризмом. Нарушаются связи по линии спецслужб, делая невозможным обмен информацией, что ведет к распространению терактов.

Внутриполитические, социально-экономические и гуманитарные кризисы, провоцируемые в государствах-жертвах ОПМ, приводят к проблемам с беженцами и трансграничной террористической активностью. Искусственно подогреваемая нестабильность часто выплескивается на региональный уровень. Тогда уже соседним странам приходится экстренно изыскивать дополнительные ресурсы для устранения кризисных явлений, зачастую в ущерб внутригосударственному потенциалу по борьбе с терроризмом и криминалом. Иллюстрацией может служить ситуация в Венесуэле, незаконные ОПМ в отношении которой способствовали росту региональной нестабильности и появлению новых криминальных группировок. Тергруппировки, действующие на территории Афганистана, к слову, также используют введенные против себя и Ирана ОПМ для дестабилизации обстановки на границе.

Кроме того, незаконные односторонние меры препятствуют поставкам товаров, используемых для борьбы с терроризмом. Вводящие ОПМ государства несут всю полноту ответственности за подрыв национальных усилий по борьбе с терроризмом, международного сотрудничества в глобальной борьбе с этой угрозой, а также создание условий, способствующих ее разрастанию.